kroshka_cat (kroshka_cat) wrote in putin_slil,
kroshka_cat
kroshka_cat
putin_slil

Осторожно, кроты! или о выдирании цитат из священных текстов

Оригинал взят у kroshka_cat в Осторожно, кроты! или о выдирании цитат из священных текстов
Кто читал разнообразные споры  на тему  "Патриарх и Папа", наверняка успел заметить одну их интересную особенность. Как кто полагает себя ревнителем чистоты Православной Веры, и воистину православным, так непременно в качестве обоснования своему личному мнению тиснет строчку откуда нибудь. Из Священного Писания или трудов Отцов Церкви (в переводе на светский русский, христианских философов и писателей).  Или изречет что нибудь вроде "а вот святые отцы говорили" и безо всяких точных цитат.

Теоретически это правильно, и соответствует традиции ведения богословских споров как в православии, так и в католичестве. Но только чисто теоретически. И вот почему.

В большинстве случаев в жыжычке подкреплением тех или иных собственных мнений  с помощью святоотеческих текстов  занимаются миряне, занимающиеся "богословием" в качестве бытового хобби. Часто даже не воцерковленные. И часто считающие ниже своего достоинства читать официальные программные документы РПЦ, а также проповеди и разъяснения трудных для понимания мест, авторами которых являются профессиональные богословы/иерархи Церкви.

Дилетантизм на марше, да. И он опасен. И вот почему.

Работать с Писанием и Святоотеческим наследием надо уметь. Как и вообще с любым текстом. Принципиально работа с религиозными текстами ничем не отличается от светских (научных) подходов; и там и там используется ряд общих базовых принципов. Часть из которых люди вообще то должны изучить еще в средней школе. Но есть и специфика, характерная только для религиозных текстов. В общем, нужно обладать определенным уровнем знаний о православном учении, о традиции, истории церкви и так далее и тому подобное.

Желание походить на настоящего богослова играет с дилетантами  дурную шутку, которая может реально привести к веьсма печальным для верующего последствиям.

Приведу конкретный пример, взятый извотздесь

Автор анализирует совместное заявление Папы и Патриарха, и в частности, по п.30 пишет:

.. и совместные молитвы Патриарха с ересиархом зафиксировал таки документ. Особенно явственно - в пункте 30: «Обращаемся с надеждой к Пресвятой Матери Божией, взывая к Ней словами древней молитвы…».

Факт 1: В православии совместная молитва (специальное обрядовое действие) с еретиками запрещена под угрозой отлучения и извержения из сана.
Факт 2: Автор обвиняет Священноначалие в совершении тяжелого проступка, канонически наказуемого
Факт 3: хуление Священноначалия, облыжные обвинения и клевета  так же являются проступками, канонически наказуемыми.

Например, в официальном документе "Основны
е принципы отношения РПЦ к инославию" сказано:

~~~~~~

7.3. Церковь осуждает тех, кто, используя недостоверную информацию, преднамеренно искажает задачи свидетельства Православной Церкви инославному миру и сознательно клевещет на Священноначалие Церкви, обвиняя его в «измене Православию». К таким людям, сеющим семена соблазна среди простых верующих, следует применять канонические прещения. В этом отношении следует руководствоваться решениями Всеправославной встречи в Салониках (1998): «Делегаты единогласно осудили те группы раскольников, а также определенные экстремистские группы внутри Поместных Православных Церквей, которые используют тему экуменизма для критики церковного руководства и подрыва его авторитета, тем самым пытаясь вызвать разногласия и расколы в Церкви. В поддержку своей несправедливой критики они используют ложные материалы и дезинформацию.

~~~~~~~~


А теперь задайте себе вопрос, всякий ли раз, как вы печатаете текст молитвы на экране монитора, вы на самом деле молитесь? Вот когда автор писал свой текст, он молился? А когда читал про себя текст совместного заявления, он молился?
Очевидно, нет; кто с этим не очень согласен, может открыть Азбуку Православия и прочитать статьи, разъясняющие православное понятие "молитва".

.. В русском языке есть такой волшебный термин, омонимы. Это слова, одинаковые по звучанию, но разные по смыслу. Лук (стреляет)/лук (овощ).

Очевидно, что слова "молитва, молиться" употреблены автором в разных значениях одновременно. В значении "текст молитвы", и в значении "молитва как специальное обрядовое деяние". "Молиться совместно" это не значит находиться в одной комнате с еретиком и  листом бумаги, на которой напечатан "текст молитвы". Это не значит также "молиться об одном и том же". Это даже не значит "молиться одновременно", поскольку молиться при этом можно в разных храмах и каждый по своему. При этом замечу, что иерархи не читали друг другу вслух документ. И даже не писали и не сочиняли на встрече. Текст был подготовлен и согласован заранее, они его просто подписали. И уж конечно, они вряд ли его перечитывали.

Таким образом, отсебятина в толковании церковно/религиозного текста, потенциально толкает   автора по очень скользкой дорожке. И по этой дорожке может покатиться еще кто нибудь. Из те
х, кто забыл про омонимы, например. Или из числа тех, кто нетвердо усвоил православное понятие "молитва", и не понял, что это не текст, а особое деяние. Действие. Процесс.

Желание во чтобы то ни стало выкопать в тексте "докозательство" к заранее приготовленному мнению, в данном случае "патриарх есть ересиарх" это..

..болезнь, которой поражены в той или иной мере большинство из нас — современных православных, воспитанных в традициях западной культуры. Имя болезни — модернизм.
   Постановка своего мнения во главу угла — вот отличительная черта сознания, и даже религиозного, пораженного сим недугом. Отсюда — и недоверие к святоотеческому преданию, из которого принимается лишь то, что пригодно для подтверждения своих идей, и стремление толковать Священное Писание «от ветра главы своея», совершенно пренебрегая святоотеческим его пониманием. Отсюда, наконец, и желание «обновить», «улучшить», «модернизировать» Церковь Христову, навязчивое стремление, привнося в нее свои личные мнения, оправдать и догматизировать их.

свящ. Георгий Максимов, "Стоит ли убивать кротов, или как не попасть впросак при чтении современной православной литературы"





ЗЫ. Уважаемые читатели! Я вас очень, очень очень очень прошу, прочтите пожалуйста, статью про кротов по вышеприведенной ссылке. Гарантирую, вы не пожалеете потраченного времени. И познавательно, и посмеетесь, а главное, самое главное! Вы будете знать, как правильно реагировать на глупости, аффтаритетно якобы подтвержденные святыми отцами. К тому же, принципы, изложенные в статье абсолютно справедливы для случая любого светского текста.

PPS. Сначала я написала другую статью. С анализом собственно итогового соглашения иерархов. Но к концу работы пришла к выводу, что прежде чем выкладывать ее , настоятельно требуется сначала пояснить некоторые общие принципы работы с религиозными текстами.
Предотвращения бессмысленных срачей в комментариях ради.

UPD. Замануха. Вы знаете, что:
1. «Даже в Библии прямо говорится, что “Нет Бога” (Пс. 13: 1)».
2. «Святитель Иоанн Златоуст утверждал, что необходимо истреблять кротов». и «Еще святой Иоанн Кронштадтский настоятельно призывал “выгнать этих черных кротов, подкапывающих целость нашей души” (“Моя жизнь во Христе” 1, 2)».

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments