? ?

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у voronkov_kirill в _Владимиров щит на воротах Дамаска
Последние несколько недель сильно загружен работой и практически свёл свою активность в соцсетях к нулю. Времени хватает только пробежаться по новостям. Но получил несколько писем с просьбами прокомментировать вывод российских ВКС из Сирии. Сегодня суббота и у меня есть время для написания статьи…



Вместо пролога:
В 907 году состоялся легендарный поход русского князя Олега на Царьград. Византия была покорена и на ворота Царьграда Олег прибил свой щит в знак заключённого мира, а также в качестве зримого напоминания о том, что в любой момент русское войско может вернуться.


Собственно, ограниченный вывод российского контингента из Сирии, как событие, носит больше публицистический характер, нежели политико- или военно-стратегический. Это не то, что вывод войск из Афганистана в 1988-89-м и совсем не то, что вывод группы советских армий из Германии в 1991-м. Многие сравнивают по принципу: «Вывод, значит вывод. Читай — бегство». Нет. Если сравнивать, то уместнее вспоминать 1945-й год, Белорусский вокзал.

Когда мы говорим о стратегических целях России в Сирии, многие ошибочно полагают, что целью ввода российских войск осенью 2015-го было взятие под физический контроль территории САР. Отсюда и недавние истерики внутрироссийской оппозиции о «втором Афганистане», отсюда же и теперешнее кликушество о «сдаче Асада». Но стратегические цели иные и, как раз, опыт Афганистана здесь поучителен. Именно попытка СССР контролировать афганскую территорию путём удержания сети локальных баз на земле привела к затяжной и изнуряющей «конвойной войне», не принёсшей ни славы, ни прочного результата. Линии фронта нет; стратегических военных задач, как таковых, нет; враждебное местное население, поддерживаемое поставками оружия из стран НАТО; постоянный расход ресурсов в условиях неопределённой продолжительности операции. Всё это и привело, в конечном итоге, к необходимости ухода без надёжного закрепления результата. Хотя внешнеполитическая цель была — поддержание лояльной СССР партии НДПА под руководством Кармаля. Однако выбранный способ поддержки оказался слишком расточительным, поскольку не предполагал гибкости позиции советского руководства в вопросе выбора и возможной смены ставленника, что и привело к стратегическому поражению. СССР взвалил на себя непосильную ношу по обустройству мирной жизни в Афганистане — строительство школ, дорог, мостов, электростанций и прочее. В то время как действия стран НАТО были сведены к десантированию техники и боеприпасов в расположение моджахедов, чего оказалось вполне достаточно для обнуления советских усилий.

В Сирии ситуация и похожая, и не похожая одновременно. Как и в Афганистане образца 1979 года здесь идёт борьба за геополитическое влияние в регионе. Генеральной целью стран НАТО, и прежде всего США, является строительство через территорию Сирии нефтепровода из Катара в Европу, как ключевого фактора ослабления российского влияния в старом свете. Цель России — не допустить создания таких предпосылок в обозримой исторической перспективе. При этом, строительство мирной жизни в Сирии, как таковое, России вовсе не нужно. Напротив — подобное развитие событий подтолкнёт саму Сирию к данному шагу, как к очевидной возможности упрочить своё экономическое и стратегическое положение на Ближнем Востоке. А значит, Россия кровно заинтересована в нестабильности данного региона. Я бы даже назвал это термином: «Стабильная нестабильность». И желательно — в политической плоскости. Поскольку горячая фаза конфликта имеет свойство быть неустойчивой и в любой момент может склониться в пользу той или иной противоборствующей стороны с последующим стремительным развитием событий, контролировать которые будет крайне сложно. И в такой ситуации Россия окажется проигравшей в любом случае. Вот и выходит, что единственным правильным действием для России остаётся умеренное влияние и локальное проецирование военной силы на регион при недопущении чьей-либо окончательной победы. Поскольку опыт Афганистана ясно показал, что тотальный контроль территории военным присутствием — непозволительная роскошь, на которую теперь не решатся даже США со всей их экономической мощью.

Турция.
Хотя Турция и является членом НАТО, но она играет собственную игру. Точнее, пытается это делать. Навязчивая идея Эрдогана о создании новой империи застилает ему глаза, заставляя подгонять события и повышать ставки, совершая тем самым ошибки. Поддержка ДАИШ (запрещённая на территории РФ террористическая организация), снабжение террористов оружием и фактическое создание уже действующей модели незаконного сухопутного канала поставки ближневосточной нефти — сыграли с ним злую шутку. Когда российские ВКС стали теснить террористов, заставляя их отступать на восток – юго-восток от Сирийско-Турецкой границы, он предпринял отчаянный шаг — сбил российский военный самолёт. Этот поступок был рассчитан на резкое обострение военной ситуации в связи с ожидаемой поддержкой турецких союзников по Североатлантическому альянсу. Но активная и жёсткая дискредитация Россией данного поступка в СМИ, обличение Эрдогана в незаконной торговле нефтью вкупе с наглядной неуравновешенностью последнего, продемонстрированной им ранее, и, конечно же, зримая угроза перерастания ситуации в большой горячий конфликт, не позволили странам НАТО открыто поддержать Турцию. Зато позволили России, не опасаясь международного порицания, «воткнуть в розетку» комплексы С-400 на сирийской территории, которые уже давно находились там, и практически открыто поддержать курдов поставками вооружений. Помидоры с туристами были лишь прелюдией. Вот настоящее блюдо для Эрдогана, которое принято подавать холодным. Турцию ждут непростые времена. И это надолго.

На сегодняшний день у России в Сирии уже не одна, как ещё полгода назад, а две действующие военные базы — морская в Тартусе и авиабаза Хмеймим. За время активных действий российских ВКС эти базы серьёзно технически переоснащены. В Сирии действует российская система противовоздушной обороны. Турецко-Сирийская граница отрезана от боевиков ДАИШ, которые утратили тактическую инициативу на сирийском ТВД, оставив важные стратегические территории. Армия САР прошла обучение российскими военными инструкторами, которые продолжают оставаться в Сирии. Россия продемонстрировала реальные военно-технические возможности проецирования ударной силы из-за пределов зоны конфликта (показательный удар Калибрами с Каспия). Также продемонстрированы оперативно-тактические возможности по быстрому наращиванию военной группировки со скрытой переброской сил и техники на дальние расстояния…

Теперь, когда ситуация возвращена в политико-правовое русло и стороны конфликта понуждены сесть за стол переговоров, а участие в них Асада уже не вызывает политического сопротивления, самое время сделать шаг в сторону — вывести ЧАСТЬ военной группировки РФ из Сирии. Теперь это необходимо ещё и за тем, чтобы в преддверие выборов в САР никто не смог сказать, что они (выборы) проведены под дулами автоматов. Путин повесил свой щит над воротами Дамаска, который служит напоминанием, что, в случае необходимости, Россия, имея подготовленные современные опорные пункты, может за сутки (!) вновь нарастить военную группировку в регионе до нужного уровня.

«Специалисты» по физиогномике, исписавшие интернет статьями о том, как Шойгу бубнил, а Путин нервничал и не знал, куда деть руки, объявляя о выводе войск — из хора всепропальщиков. Лично я увидел в этом видео лишь неумелую актёрскую игру скучающих людей, вынужденных изображать на камеру оперативное принятие уже давно согласованного решения.
А что сирийский народ недоволен сокращением военной поддержки России — так это проблема сирийского народа. Обустройства мирной жизни с бесплатным строительством школ, дорог, мостов и электростанций им никто и не обещал.


Comments

( 27 comments — Leave a comment )
kamikaje
Mar. 19th, 2016 11:41 am (UTC)
-- Теперь, когда ситуация возвращена в политико-правовое русло и стороны конфликта понуждены сесть за стол переговоров, а участие в них Асада уже не вызывает политического сопротивления, самое время сделать шаг в сторону — вывести ЧАСТЬ военной группировки РФ из Сирии. Теперь это необходимо ещё и за тем, чтобы в преддверие президентских выборов в САР никто не смог сказать, что они (выборы) проведены под дулами автоматов. Путин повесил свой щит над воротами Дамаска, который служит напоминанием, что, в случае необходимости, Россия, имея подготовленные современные опорные пункты, может за сутки (!) вновь нарастить военную группировку в регионе до нужного уровня. --

Такая же мысль возникла. ))
tehhanu
Mar. 19th, 2016 11:58 am (UTC)
"Лично я увидел в этом видео лишь неумелую актёрскую игру скучающих людей, вынужденных изображать на камеру оперативное принятие уже давно согласованного решения." - один в один мои впечатления ))) практически в тех же выражениях излагала их в одной частной беседе )))
medik_72
Mar. 19th, 2016 02:04 pm (UTC)
И я соглашусь. Тоже у кого-то прочитала, что якобы ВВП нервничал. Посмотрела внимательно, с пристрастием. Чего-чего - а никаких "нервов" я не увидела. Действительно, и по моим ощущениям было именно так - "Лично я увидел в этом видео лишь неумелую актёрскую игру скучающих людей, вынужденных изображать на камеру оперативное принятие уже давно согласованного решения."
n_sedovlasov
Mar. 19th, 2016 09:12 pm (UTC)
И я! И я тоже соглашусь. После убедительных договорённостей Лаврова и, кажется, Керри (поправьте, если напутал), очень сомнительна гипотеза о нервозности. Дипломатически мы добились своего. Думаю, что всё было продумано ещё тогда. Обычная дедукция, исходя из общей обстановки.
livejournal
Mar. 19th, 2016 01:04 pm (UTC)
_Владимиров щит на воротах Дамаска
Пользователь quarterao сослался на вашу запись в своей записи «_Владимиров щит на воротах Дамаска» в контексте: [...] Оригинал взят у в _Владимиров щит на воротах Дамаска [...]
tokkot2
Mar. 19th, 2016 01:34 pm (UTC)
Никаких мифических щитов не было и нет
Бред про щит путина на вратах Багдада...
Извини, друг, но подобные глубокие размышления на мелком месте - неуместны.
Данная "операция" - изначально не имела и не могла иметь смысла и цели. Кроме пацанской попытки поднять свою дутую значимость. Не удалось. Поэтому и была внезапно, безрезультатно свернута. Результат = 0
kamikaje
Mar. 19th, 2016 01:47 pm (UTC)
Re: Никаких мифических щитов не было и нет
Узбагойся, а не то придется к врачу обращаться! )))) Зашивать ;)
voronkov_kirill
Mar. 19th, 2016 02:05 pm (UTC)
Re: Никаких мифических щитов не было и нет
С "вратами Багдада" — полностью согласен.
Но речь идёт российских действиях в Сирии, а не в Ираке.
medik_72
Mar. 19th, 2016 02:08 pm (UTC)
Re: Никаких мифических щитов не было и нет
Дяденька, читать умеешь?
Или только слово "щит" увидел и начал фантазировать? Так ты б еще врата Контантинополя вспомнил бы.
mir_mag
Mar. 19th, 2016 02:20 pm (UTC)
Re: Никаких мифических щитов не было и нет
Ему из Сан Франциско очень видны щиты, только не может разобрать где
medik_72
Mar. 19th, 2016 03:45 pm (UTC)
Re: Никаких мифических щитов не было и нет
Ого-го, вот это у tokkot2 способности!
mir_mag
Mar. 19th, 2016 02:19 pm (UTC)
Re: Никаких мифических щитов не было и нет
друзья твои под флагами радужными в Сан-франциско.
livejournal
Mar. 19th, 2016 02:31 pm (UTC)
Владимиров щит на воротах Дамаска
Пользователь legarhan сослался на вашу запись в своей записи «Владимиров щит на воротах Дамаска» в контексте: [...] Оригинал взят у в _Владимиров щит на воротах Дамаска [...]
quaker66
Mar. 19th, 2016 05:21 pm (UTC)
Очень дельная статья. Одна из лучших, прочитанных мною за последние дни.
Спасибо большое, Кирилл, за уделённое время.
Тисну-ка я её... =)
voronkov_kirill
Mar. 19th, 2016 05:49 pm (UTC)
Благодарю.
vinohradka
Mar. 19th, 2016 06:40 pm (UTC)
Три щита.
Да, щит. И не один, а три. Картину Васнецова помните? Три богатыря, три щита.
А перед камерами позировать- не богатырское дело. Дамочкам его оставьте, мы это любим.
В.
n_sedovlasov
Mar. 19th, 2016 06:49 pm (UTC)
Не согласен я с тем мнением, что России нужен "управляемый хаос" где либо. Равно как и с тем, что определяющим в действиях является газопровод. Такие действия свойственны умирающим империям, не способным планировать на столетия вперёд (надеюсь, намёк на конкретную империю понятен).

В произошедших действиях, внезапно, неожиданно, в полном изумлении от происходящего, вижу примерно то, о чём дипломатично говорили первые лица государства. А именно, что кем-то, "руками" заигравшихся в "управляемый хаос", была создана ситуация, грозящая полным (и неуправляемым для Старого Света) хаосом на Ближнем Востоке и способная привести к крупной и непрогнозируемой войне в Старом Свете, которая способна задеть нас, да и мир "перекроить" серьёзно. Операция ВКС выполнила функцию одного из "этапов излечения" конкретного региона. И наша задача отнюдь не в поддержании хаоса, а в том, чтобы минимизировать масштаб и последствия того хаоса, тенденции к которому имеют место быть. Свести хаос к паре локальных столкновений вместо, как минимум, региональной войнушки. Вопросы контроля рынка углеводородов, во всй этой ситуации, не более чем второстепенный "бонус" для всех субъектов процесса. Запад вполне мог договориться со вполне лояльными Западу лидерами и элитами о постройке газопровода (который вполне мог быть выгоден и для этих лидеров), для этого не надо убивать лояльных себе лидеров и создавать ИГИЛ. Здесь игра посерьёзнее.
kamikaje
Mar. 19th, 2016 07:41 pm (UTC)
Вполне возможно. Поживем - увидим.
n_sedovlasov
Mar. 19th, 2016 08:13 pm (UTC)
Вот на счёт "поживём - увидим", соглашусь. Сейчас очень бурно идут процессы в мире, появляется возможность быстро выявить процессы и цели тех или иных политических сил. Для мира настала пора меняться, а "идеологи" не успевают производить должного качесва "жвачку" при существующей скорости изменений и доступности информации, да и "жвачка" портится за сроки, гораздо меньшие, чем человеческая жизнь. Уже сейчас будет интересно оценить различные мнения десятилетней давности и соотнести их с произошедшим. Прошлые поколения если и жили в столь бурном мире, то не имели возможности, в своей основной массе, столь легко соотносить прошлое и настоящее. Цинично звучит, но мы живём в очень интересное время.
kamikaje
Mar. 19th, 2016 08:41 pm (UTC)
Время интересное! ))) Жаль, не все его переживут...
n_sedovlasov
Mar. 19th, 2016 09:03 pm (UTC)
Согласен. Тем, кто оказался в гуще событий, отнюдь не позавидуешь.
kirill2490
Mar. 20th, 2016 07:05 am (UTC)
Побуквоедствую :-))
Как ни крути - газопровод очень важный фактор.
dazdranagondur
Mar. 20th, 2016 11:48 am (UTC)
Re: Побуквоедствую :-))
А мне вот совершенно непонятно, что мешает пустить газопровод в обход Сирии, хотя бы через Мосул.
Ирак вполне себе граничит с Турцией, далась им эта Сирия
voronkov_kirill
Mar. 20th, 2016 02:02 pm (UTC)
Re: Побуквоедствую :-))
1. Через Мосул, значит через Турцию. Это уже серьёзный минус для Европы.
2. От Турецко-Иракской границы до Средиземноморского побережья лишние 600 км и всё та же зависимость от Турции.

Идеальное место для хаба — побережье Сирии или Ливана. Но в Ливан, пять же, только транзитом через Сирию.
kirill2490
Mar. 20th, 2016 02:28 pm (UTC)
Re: Побуквоедствую :-))
Ну тут уже хз. Упёрлись рогом.
n_sedovlasov
Mar. 20th, 2016 04:51 pm (UTC)
Re: Побуквоедствую :-))
Фактор важный. Но... Газопровод не построить путём создания ИГИЛ, которая претендует на значительное объединение земель и создание государства с непрогнозируемой претензией на внешнюю агрессию и перспективой, как минимум, региональной войны. Ненадёжный это объект для строительства газопровода. Газопровод не требует создания такой напряженности, которая вызовет кризис беженцев и пополнит ряды ИГИЛ пушечным мясом. Опять же, строительство газопровода через территорию ИГИЛ, которая имеет проект насильственной интеграции региона, не факт, что предпочтительнее чем строительство газопровода через отдельные государства (с одной стороны через меньшее количество объектов, мнящих себя субъектами, надёжнее поставки, а с другой стороны верен принцип "разделяй и властвуй"). Опять таки, украинская кампания Запада не вписывается в идею одного лишь газопровода.

Если посмотреть на общую картину, то БВ должен был неизбежно запылать в региональном переделе территорий, украинские магистрали запылать, юг Европы разом остаётся без газа и с кучей беженцев, центр и север частично запитывается от Северного Потока, но не полностью. Волей-неволей кто-то будет вынужден вписаться и решать проблемы (с получением своего профита), созданные адептами религии "управляемого хаоса". При этом, чем большее промедление было бы допущено, тем бОльшие проблемы возникли бы в "Старушке Европе", тем более изменился бы расклад сил и тем более он затронул бы и нас. А у адептов "управляемого хаоса" есть все шансы получить хаос неуправляемый (или управляемый кем-то другим). Можно ведь и не решить проблемы, которые создал. Россия получает более невыгоду от какого-либо хаоса, т.к. это делает всё более вероятным развитие сценария, описанного выше.

А вот вписывание в процессы в роли "решателя проблем" произошло своевременно. Несмотря на то, что машина информационного оболванивания населения со стороны заправил проекта работает не на нас, мы получаем свои "дивиденды", "вляпываясь" по минимуму. Свою выгоду мы получаем вместо кого-то ещё (и далеко не факт, что выгодоприобретателем оказались бы именно США, либо вообще оказались выгодоприобретатели). Но вот хаос нам изначально менее выгоден, чем стабильность, т.к. создаёт предпосылки к неконтролируемому переделу и войне у наших границ и на крупных транспортных артериях. Риск высок. Да и Западу как таковому, далеко не всему, выгоден такой сценарий. В условиях сложившейся ситуации, нам тоже выгодна стабильность. И по поводу "дивидендов" от газовых магистралей мы имеем шансы договориться с лидерами стран БВ, гарантируя им эту самую стабильность. Ошибкой США и части элит Запада оказался именно сценарий с дестабилизацией и созданием проблем для трёх регионов мира, решение которых они надеялись изящно предложить. И разрушение государств, лидеры которых были готовы лизать им задницу с не меньшим усердием, чем саудовские монархи. Заигрались ребята.

Резюмируя:
1. Хаос нам изначально был невыгоден ввиду рисков.
2. Строительство газопровода могло произойти без тех масштабных катастроф, что произошли и что могут произойти. А газопровод под контролем ИГИЛ или их переемников - сомнительная штука.
3. Вполне вероятен был сценарий создания проблем и их решения.
4. Были возможности потери управления со стороны создателей проблем.
5. Мы вовремя вписались в игру в роли решателя проблем, предотвратив наиболее негативный для Старого Света сценарий, который затронул бы и нас. И получаем таки свой профит, неся минимум потерь.
6. Нам не выгодно поддерживать хаос, т.к. есть риск его неуправляемости. Зато, мы являемся более надёжным "опекуном" для стран БВ, чем Запад, т.к. не уничтожаем лояльные государства и лояльных лидеров. Это даёт перспективы контроля транспортных артерий, вместо недопущения их появления. Здесь Запад "заигрался" и совершил ошибку в своей игре.
kamikaje
Mar. 20th, 2016 05:40 pm (UTC)
Re: Побуквоедствую :-))
Соглашусь.
( 27 comments — Leave a comment )

Profile

putin_slil
СЛИВАЮТ ВСЕ!

Latest Month

August 2023
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel