?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

По тропе познания

Школьники тогда и сейчас.
Психологи изучили различия между советскими школьниками и современными....

Любой родитель, глядя на современных школьников, нет-нет да и вспомнит - а вот в мое время, эх... Подобные сравнения обычно получаются не в пользу нынешних детей. Вузы и школьные учителя подливают масла в огонь: мол, раньше дети бы умнее и учились лучше, а это поколение кроме интернета и соцсетей ни на что не пригодно.

Чем на самом деле отличаются нынешние школьники от советских, выяснили эксперты Центра исследований современного детства Института образования Высшей школы экономики.

НА 50 ЛЕТ НАЗАД

Просто опираться на память и впечатления в таких сравнениях недостаточно! Все же знают, что раньше и небо было чище, и трава зеленее. Поэтому психологи решили пойти другим путем и воспроизвели одно из классических советских исследований:

- Ровно 50 лет назад, в 1967 году известный профессор психологии Даниил Эльконин и его коллеги опубликовали исследование о школьниках, - рассказывает Катерина Поливанова, директор Центра исследований современного детства. - В течение двух лет они наблюдали за учениками одного класса (сперва это был 4-ый класс, затем 5-ый), и изучали "чувство взрослости" - то есть их желание быть, казаться и действовать, как взрослые. Мы повторили это исследование, но уже по современным стандартам, и более строго фиксировали все, что видели.

БУНТАРИ ИЛИ ПАИНЬКИ

Как обнаружили исследователи, 50 лет назад школьники 11-12 лет на самом деле гораздо сильнее хотели быть взрослыми, чем современные.

- В 60-х годах пятиклассники хотели, чтобы с ними обращались, как со взрослыми - чтобы учитывали их мнение, относились к ним с уважением, - рассказывает Александра Бочавер, научный сотрудник Центра исследований современного детства. - Современные дети скорее считают себя маленькими или "промежуточными", для них детство - гораздо более привлекательный период, чем взрослость, которую они видят как состоящую из множества обязанностей и отсутствия времени.

Проявляется такое чувство взрослости по-разному:

- Советские подростки показывали более осознанное отношение к учебе. С одной стороны, к учебе относились серьезно. Но с другой стороны, были и бунтари, которые протестовали против этого и обесценивали школу, - перечисляет Катерина Николаевна. - Сейчас же мы отмечаем довольно жесткое влияние родителей и школы, ориентированной на академические достижения. Современным детям обесценивать школу просто не позволяется! Поэтому они делают все задания аккуратно и вовремя.

Впрочем, дело не в том, что нынешние школьники более послушны. Они, так сказать, более ушлые: понимают, что им "дешевле" следовать правилам, чем бастовать и устраивать революции. А для поведения, которое не приветствуется дома и в школе, существует интернет.

ПОСЛУШНЫЕ ИЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ

Те учителя, кто застал советскую школу, вполне обоснованно плачут по отсутствию дисциплины в современных классах. Как отметили исследователи, именно послушание было одной из отличительных черт детей 60-х годов:

-Для тех учеников гораздо важнее был авторитет, вертикальная иерархическая система: "взрослый - тот, кто рулит, я - тот, кто подчиняется", - отмечает Катерина Поливанова. - Сегодня школьники не воспринимают все сказанное учителем, как истину в последней инстанции. Они к этой ситуации критически относятся.

С другой стороны, у наших бабушек и дедушек было в разы больше обязанностей по дому. В 60-е годы пятикласснику приходилось и уборкой заниматься, и обед себе если уж не приготовить, то как минимум разогреть. Нынешние дети от такого освобождены:

- Современные дети вообще мало бывают дома. Они более загружены учебой и дополнительным образованием, - поясняет Александра Бочавер. - Но если раньше кружки основывались на желаниях ребенка - "Драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота... " (это стихотворение про выбор - в какой кружок идти), то сейчас за детей выбирают родители, ориентируясь на то, что, как им кажется, поможет выбрать востребованную или престижную профессию.

ОДИНАКОВЫЕ ИЛИ РАЗНЫЕ

В чем еще часто упрекают нынешнюю школу, так это в том, что она подчеркивает социальное расслоение. Мол, раньше, все ходили в одинаковой форме и не выпендривались, а сейчас сплошное соревнование - у кого iPhone круче и кроссовки моднее.

- Социальное расслоение было и тогда, просто очень богатых людей было гораздо меньше, они реже встречались. Основная масса жила действительно на одном уровне, - считает Катерина Поливанова. - Мое мнение, что социальное расслоение транслируется детям сверху, от родителей. И если взрослые говорят: мы бедные или, наоборот: мы богатые, вчера разбогатели, сегодня будем это всем демонстрировать, - конечно, это будет на детях сказываться.

В целом, современные пятиклассники оказались куда более разными по степени взрослости и осознанности, чем их сверстники 50 лет назад. Среди них есть как более взрослые, так и совсем еще дети! Наши же бабушки и дедушки в этом возрасте были ближе друг к другу.

ИЗЧЕЗАЮЩИЕ ВЗРОСЛЫЕ

На вопрос, почему школьники так изменились, исследователи отвечают просто - сама жизнь стала другой.

- Сегодня работать на конвейере, грубо говоря, нужно далеко не всем. А такая работа значит, что нужно прийти вовремя, точно выполнять свои трудовые функции, то есть делать все то, что требуется от взрослого, - подытоживает Катерина Николаевна. - Сейчас же экономический рост происходит за счет другого, за счет творчества. А свежие идеи человек может производить и в 15 лет, и в 30, и в 60. Граница между возрастами размывается. И взрослые - в том смысле, это те люди, которые несут ответственность, пунктуальны, которые делают что от них требуется - это, увы, уходящая натура.

https://www.kp.ru/daily/26734.4/3761099/

Comments

( 54 comments — Leave a comment )
serega133
Sep. 23rd, 2017 09:20 am (UTC)
Чтобы критически что-либо оценивать, нужно иметь определённый интеллектуальный багаж, а не "я вот в интернете вычитал..."
kamikaje
Sep. 23rd, 2017 10:38 am (UTC)
Люди путают свое мнение с чужим))
(no subject) - serega133 - Sep. 23rd, 2017 10:41 am (UTC) - Expand
rimmir
Sep. 23rd, 2017 01:07 pm (UTC)
И как вы полагаете
20 лет педагогической работы с ПЕРВОКУРСНИКАМИ дают право на собственное мнение по этому вопросу?
Re: И как вы полагаете - serega133 - Sep. 23rd, 2017 01:10 pm (UTC) - Expand
Re: И как вы полагаете - Я - rimmir - Sep. 23rd, 2017 01:17 pm (UTC) - Expand
Re: И как вы полагаете - Я - serega133 - Sep. 23rd, 2017 01:22 pm (UTC) - Expand
Более инфантильны - rimmir - Sep. 23rd, 2017 01:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aja_zet - Sep. 23rd, 2017 01:29 pm (UTC) - Expand
Re: Более инфантильны - serega133 - Sep. 23rd, 2017 01:29 pm (UTC) - Expand
Очень! - rimmir - Sep. 23rd, 2017 01:31 pm (UTC) - Expand
pes76
Sep. 23rd, 2017 10:48 am (UTC)
"- В течение двух лет они наблюдали за учениками одного класса (сперва это был 4-ый класс, затем 5-ый),"

Вряд ли по одному классу можно судить об общей картине по стране.

" Сейчас же мы отмечаем довольно жесткое влияние родителей и школы, ориентированной на академические достижения. Современным детям обесценивать школу просто не позволяется! Поэтому они делают все задания аккуратно и вовремя."

Это смотря какой класс и какой школы взять. :)

"Те учителя, кто застал советскую школу, вполне обоснованно плачут по отсутствию дисциплины в современных классах. Как отметили исследователи, именно послушание было одной из отличительных черт детей 60-х годов
-Для тех учеников гораздо важнее был авторитет, ... - Сегодня школьники не воспринимают все сказанное учителем, как истину в последней инстанции. Они к этой ситуации критически относятся."

По-моему, противопоставлять дисциплину критическому отношению к словам учителя - это путать теплое с мягким. Можно не нарушать порядок на уроке, но скептически относится к позиции учителя по некоторым вопросам.
kamikaje
Sep. 23rd, 2017 11:06 am (UTC)
Инфантилизм и гиперопека - беда современных детей и родителей. Не развивается самостоятельнось мышления, вбивается "будь как все".
(no subject) - pes76 - Sep. 23rd, 2017 11:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - rimmir - Sep. 24th, 2017 03:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pes76 - Sep. 24th, 2017 04:20 pm (UTC) - Expand
Ну, начнем с того, - rimmir - Sep. 24th, 2017 05:02 pm (UTC) - Expand
Re: Ну, начнем с того, - pes76 - Sep. 24th, 2017 05:23 pm (UTC) - Expand
zepp7_7_7
Sep. 23rd, 2017 11:28 am (UTC)
" 50 лет назад, в 1967 году известный профессор психологии Даниил Эльконин и его коллеги опубликовали исследование о школьниках,. В течение двух лет они наблюдали за учениками одного класса (сперва это был 4-ый класс, затем 5-ый), и изучали "чувство взрослости" - то есть их желание быть, казаться и действовать, как взрослые." ©
... а потом сделали всё , чтобы это разрушить.


Edited at 2017-09-23 11:45 am (UTC)
dear_dr
Sep. 23rd, 2017 11:52 am (UTC)
Тю, анализ. Мотивации просто нет. А те, у кого есть, просто не будут обращать внимания на долбоёбов.
Поясню: в СССР мотивация была у всех. Ты можешь быть и начальником производства, и просто хорошим мастером, и политиком, и кем угодно. Только учись!
И вот это да, мотивация. И учились же. Будучи распиздяями полными и конкретными. В школе учились, во дворе учились, потому и выжили.
И таки да - всё САМИ, никто нас не тащил куда-то в светлое будущее. Мда, мне "повезло" попасть в самые гиблые годы конца СССР и начала Горбачёвской РФ...

Сейчас, кмк, нормально всё со школами. У меня была девушка с дочкой-подростком, так очень умная эта дочка оказалась, респект ей, она понимала, о чём ей говорят, и училась хорошо.
rimmir
Sep. 23rd, 2017 01:38 pm (UTC)
Еще и "социальные лифты"
А еще и "пресловутые" социальные лифты!
(no subject) - zepp7_7_7 - Sep. 23rd, 2017 04:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dear_dr - Sep. 23rd, 2017 04:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zepp7_7_7 - Sep. 24th, 2017 01:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - dear_dr - Sep. 24th, 2017 09:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - zepp7_7_7 - Sep. 24th, 2017 02:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dear_dr - Sep. 24th, 2017 04:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zepp7_7_7 - Sep. 25th, 2017 06:00 am (UTC) - Expand
Ну, это - rimmir - Sep. 24th, 2017 03:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Александр Макаров - Sep. 24th, 2017 03:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - zepp7_7_7 - Sep. 24th, 2017 04:14 am (UTC) - Expand
Ребят, - rimmir - Sep. 24th, 2017 05:11 pm (UTC) - Expand
Юноша - rimmir - Sep. 24th, 2017 05:25 pm (UTC) - Expand
Re: Юноша - dear_dr - Sep. 24th, 2017 05:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Александр Макаров - Sep. 24th, 2017 05:24 am (UTC) - Expand
Ну да, конечно... - dear_dr - Sep. 24th, 2017 09:24 am (UTC) - Expand
Хорошо сказал: - rimmir - Sep. 24th, 2017 05:06 pm (UTC) - Expand
Re: Ну да, конечно... - rimmir - Sep. 24th, 2017 05:07 pm (UTC) - Expand
Re: Ну да, конечно... - dear_dr - Sep. 24th, 2017 05:12 pm (UTC) - Expand
Re: Ну да, конечно... - rimmir - Sep. 24th, 2017 05:15 pm (UTC) - Expand
Re: Ну да, конечно... - dear_dr - Sep. 24th, 2017 05:16 pm (UTC) - Expand
ЭТО - rimmir - Sep. 24th, 2017 05:21 pm (UTC) - Expand
aja_zet
Sep. 23rd, 2017 01:02 pm (UTC)
1. Критическая оценка - плохо? учителя тогда все идеальными были?
2. т.е учителю подчинялись (см п.1), на мнение родителей плевали? Почему тогда считается, что сами, а не указание учителя выполняли?
3. д.б! вы уж договоритесь или дети критически оценивают, либо следуют чьему-то указанию.
4. что, даже домашних заданий не было? недавно читала о школьной системе одной из западных стран, где дети, с большими умственными отклонениями, учились в одном классе с нормальными, так там тоже дом.заданий не задают.
5. ага, давайте поиграем в майдан.
Все ваши исследования высосаны из пальца и притянуты за уши. Тогда всё решал кпсс и директора школ, назначенные кпсс. А родителей всегда слушаться надо, родители плохого не посоветуют своему ребенку.
fracorvus
Sep. 25th, 2017 10:10 am (UTC)
Вы меня опередили - тоже бросилось в глаза...
Впрочем, если предположить, что сравнивали советские учителя, противоречия нет: "смутьян - это тот, кто слушается родителей, а не меня, Учителя!"
rimmir
Sep. 23rd, 2017 01:10 pm (UTC)
послушание было одной из отличительных черт детей 60-х
Как отметили исследователи, именно послушание было одной из отличительных черт детей 60-х годов.
В гораздо большей степени отличительной чертой 60-х - 80-х был ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ интерес.
И - навыки самоорганизации.
aja_zet
Sep. 23rd, 2017 01:16 pm (UTC)
Чо то вы так трусливо ответили, вроде как ответили, но вроде как и не мне))
На северный полюс этих исследователей. Брехуны.
shurikk77
Sep. 23rd, 2017 01:17 pm (UTC)
Тогда, сцуко, ни плейстейшенов не было ни комиксов. Сейчас у детей жизнь интересней чем у взрослых – взрослым есть куда стремиться ;)
rimmir
Sep. 24th, 2017 05:19 pm (UTC)
Ну, я вообще-то
давно ставил вопрос - подобно одному документальному фильму начала перестройки - а "Легко ли быть молодым?".
Мне кажется - не очень. И - гораздо труднее, чем лет 30 назад!
rimmir
Sep. 24th, 2017 03:47 pm (UTC)
Вряд ли по одному классу можно судить об общей картине по стране, - резонно, очень резонно!
" Сейчас же мы отмечаем довольно жесткое влияние родителей и школы - достаточно спорно! Если "элитная", "для избранных", - то, возможно, да.
ориентированной на академические достижения - школа НЕ ориентирует на "академические" достижения.
Да и акцент на ЛИЧНЫЕ достижения, а это, в частности, допускает и снижение планки - и НОРМЫ!, морали.
Современным детям обесценивать школу просто не позволяется! - на 85% заявление сомнительно. Поэтому они делают все задания аккуратно и вовремя - что-то я такого не помню! Так же как умения работать элементарно!

Те учителя, кто застал советскую школу, вполне обоснованно плачут по отсутствию дисциплины в современных классах. Как отметили исследователи, именно послушание было одной из отличительных черт детей 60-х годов. - и культуры поведения в классах встретишь редко.
-Для тех учеников гораздо важнее был авторитет, ... - Сегодня школьники не воспринимают все сказанное учителем, как истину в последней инстанции. - По-моему, они вообще все воспринимают с трудом: и плохо читают, и плохо понимают прочитанное (кстати, это одно из заданий "американского" "ЕГЭ").
Они к этой ситуации критически относятся, - гораздо чаще они вообще не могут изложить своего мнения в виду его отсутствия.
Память у них также не тренированная.

По-моему, противопоставлять дисциплину критическому отношению к словам учителя - это путать теплое с мягким. Можно не нарушать порядок на уроке, но скептически относится к позиции учителя по некоторым вопросам.
( 54 comments — Leave a comment )

Profile

putin_slil
СЛИВАЮТ ВСЕ!

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel