pes76 (pes76) wrote in putin_slil,
pes76
pes76
putin_slil

Categories:

Это нехорошее слово «услуга»

29 января 2018 г. депутатами Госдумы Геннадием Зюгановым, Жоресом Алферовым, Иваном Мельниковым и Олегом Смолиным (все КПРФ) в Госдуму внесен законопроект № 375785-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и другие законодательные акты Российской Федерации в части исключения понятия «образовательные услуги».
Соответственно, как следует из названия, авторы хотят исключить из законодательства понятие «образовательные услуги» и заменить его двумя другими:
«обучение на возмездной основе» - осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об обучении на возмездной основе;
«услуга в сфере образования» - иная, помимо образовательной деятельности, деятельность в сфере образования в интересах обучающегося, их (так в документе) родителей (законных представителей) и (или) организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Помимо ошибок в согласовании падежей и чисел (ну, видимо второпях законопроект писали), в нем есть и логические нестыковки.
Странным выглядит отнесение к «услугам в сфере образования» любой деятельности в сфере образования. А эта деятельность может осуществляться только в форме услуг? Продажа учебников — это все-таки продажа товара, а не оказание услуги. А что такое «деятельность в сфере образования в интересах организации, осуществляющей образовательную деятельность»? Организация сама в своих интересах услуги осуществляет? Там логичнее было бы педагогических работников указать, а не организации.
В части 15 статьи 36 закона «Об образовании» сейчас речь идет об «образовательных организациях, осуществляющих оказание государственных услуг в сфере образования», а в редакции предложенной авторами — об «образовательных организациях, осуществляющих государственные гарантии в сфере образования». Такая же замена оказания услуг на оказание гарантии осуществлена в статье 99. При этом, что такое «осуществление государственных гарантий» закон не знает. В нем идет речь об «обеспечении государственных гарантий» (статьи 5, 6, 8 закона «Об образовании»), причем функции по их обеспечению возлагаются на органы государственной власти, а отнюдь не на образовательные организации.
Отдельными законопроектами аналогичные изменения вносятся в Кодекс об административных правонарушениях и часть первую Гражданского кодекса.

Ну и чем же мотивируют авторы необходимость внесения этих изменений? В пояснительной записке к законопроекту авторы заявляют, что «объектом образовательных правоотношений является образование как социальное благо — совокупность универсальных (общекультурных) и (или) профессиональных способностей (знаний, умений, навыков), формируемых и развиваемых в результате освоения образовательных программ». Это утверждение противоречит определению понятия «образование», данному в том же законе «Об образовании» (пункт 1 статьи 2). В соответствии с ним, данное понятие имеет двойное значение. Во-первых, это процесс воспитания и обучения, который и является общественно значимым благом. А во-вторых — совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков.
Далее авторы утверждают, что «как социальное благо образование не является имуществом, оно также не является результатом выполнения работ или услуг». Естественно, потому что, как видно из определения, образование как социальное благо — это не результат, это процесс.
Затем авторы переходят к гражданскому законодательству: «в соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса РФ оказание услуги предполагает осуществление определенных действий (определенной деятельности) со стороны исполнителя и оплату со стороны заказчика. … В любом случае услуга представляет собой исключительно деятельность исполнителя услуги. Потребитель услуги если и совершает какие-либо действия, то только по указанию исполнителя услуги, его действия являются составными элементами деятельности исполнителя услуги».
Ну, во-первых статья 779 не дает определения, что такое услуга, а дает определение в общем виде договора возмездного оказания услуг. В Гражданском кодексе есть еще несколько видов договоров, которые относятся к договорам оказания услуг (договор перевозки, договор банковского вклада, договор страхования и другие). И эти договоры предполагают отнюдь не только деятельность исполнителя услуги. А платные образовательные отношения возникают на основании не договора, предусмотренного статьей 779 ГК, а договора об образовании, требования к которому установлены в статье 54 закона «Об образовании». Во-вторых, очень примечательна в вышеприведенном абзаце замена «заказчика» на «потребителя услуги», потому что это далеко не всегда один и тот же человек. Вот о них и поговорим.
Авторы далее доказывают, что образование — это не услуга. «Образовательный процесс представляет собой совместную деятельность образовательной организации, педагога и обучающегося по реализации — освоению образовательных программ. Таким образом образование (образовательный процесс) не является услугой, ни коммерческой, ни социальной, как их определяет законодательство РФ».
Угу. А перевозка, представляющая собой совместную деятельность транспортной организации, ее работников и агентов, грузоотправителя и грузополучателя по доставке груза их пункта А в пункт Б, тоже не является услугой? Кроме того, как мы видим, заказчик не является участником образовательного процесса, а участником его является обучающийся. И он, таки, «совершает действия по указанию исполнителя услуги, его действия являются составными элементами деятельности исполнителя услуги». Ну там, задания домашние, ответы на уроках, сдача экзаменов в установленные сроки и т . д. И обязанности его тоже определены: как в статье 43 закона «Об образовании», так и, как правило, в договорах об образовании.
Ну и в конце пояснительной записки, как всегда, идет ссылка на «прогрессивную общественность»: «Концепция образования как услуги — концепция образовательных услуг вызывает справедливое недовольство педагогического сообщества, обучающихся и их родителей. Руководители Министерства образования и науки неоднократно высказывались за исключение этого понятия из действующего законодательства».
Ну, будучи и обучающимся? и родителем, я лично никакого недовольства по данному поводу не испытываю, да и от большинства знакомых педагогов я таких жалоб не слышал. Но авторы считают, что крайне важно заменить «нехороший» термин двумя «хорошими». При этом крайне сомнительно, что принятие этого законопроекта окажет какое-либо положительное влияние на повышение качества образования, профессионализма педагогов, повышение их доходов или уменьшение у них и без того огромной бумажной работы. По последнему пункту скорее объем увеличится, поскольку надо будет во все документы вносить изменения и вместо одного понятия, появляются два. Вспоминается старый анекдот про перестановку кроватей и замену девушек с низкой социальной ответственностью. :)

http://sozd.parlament.gov.ru/bill/375785-7
http://sozd.parlament.gov.ru/bill/376788-7
http://sozd.parlament.gov.ru/bill/376713-7
Tags: Россия, общество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments