oldsparrow (oldsparrow) wrote in putin_slil,
oldsparrow
oldsparrow
putin_slil

Category:

Образование и частное мнение автора о нем

Приносит ЕГЭ пользу или не приносит...
Министерство образования и науки правильно разделили аж на два или не правильно...
Нужно ввести в школьную программу преподавание логики и шахмат или не надо...
Нужно увеличить количество педвузов или лучше направить в школу десант сорокалетних инженеров...

Спорить про то, какой глазурью покрывать тортик можно долго, но если соскрести эту глазурь, то увидим все тот же бисквит. А проблемы современного образования даже не в бисквите, что уж там о глазировке тревожиться.

Проблема современного образования - его массовость. Да, да. Не все осознают, но всего каких-то 100 лет назад в нашей стране понадобился "ликбез" для того, чтобы элементарно читать и писать научить большинство населения. А сейчас ребенка, которого из школы выгнали, можно возить по городам и показывать за деньги.
В других странах, которые почему-то принято называть цивилизованными, картинка не так уж сильно отличается от нашей, с учетом местного колорита и временных отрезков. В то, что внедрение образования в массы, только случайно совпало с началом индустриализации и связано исключительно с доброй заботой о народе большевиков, капиталистов (нужное подчеркнуть), верят только потребители адаптированных народных сказок. На самом деле индустриализация потребовала, чтобы огромные толпы людей умели по меньшей мере прочитать инструкцию и измерить боле-мене точно глубину копаемой ямы и количество выданных гвоздей. При этом образование высшее по прежнему получало сравнительно не большое количество людей, хотя доступ к нему получили широкие народные массы и среднее образование стало выполнять роль, которую раньше выполняли сословные группы - профориентационную селекцию. На выходе из школы, ребятенок, в которого годами накладывали все подряд от ботаники до астрономии, на выходе получал вполне ясное представление о своих склонностях и способностях (привеД тем, кому не пригодилась тригонометрия, история, география, сами выберете что там еще). Итак, любой толковый крестьянский сын получил возможность стать конструктором или вообще кем захочет.

Оставим в покое страны развитого капитализма, в нашей любимой стране до 1954 года образование вообще оставалось частично платным, причем не только высшее, но и даже для старших классов средней школы. При этом не было ничего трудного в том, чтобы вылететь из школы. Селекция работала вполне системно. Тех, кто не мог и/или не хотел “грызть гранит” поглощали рабфаки, техникумы, ПТУ, пополняя ряды умеренно квалифицированных кадров для экстенсивно развивающегося производства и сельского хозяйства.

Так было, да постепенно сплыло. Начиная с 70-х годов нарастает тенденция, когда количество отчисленных за неуспеваемость (именно за нее, а не за какие-либо другие деяния) в школах постепенно уменьшается до совсем исключительных случаев. Практика оставления на "второй год" сохранилась, но в большинстве случаев такие дети получали в конце-концов свой аттестат. Цвели пахли такие методы "поддержки" медалистов, как написание за них экзаменационных работ учителями. Директоров школ вызывали "на ковер" за педагогов, которые склонны ставить много двоек. сама двойка в четверти становилась скандалом, не говоря уже о годовых оценках.
Количество ВУЗов росло и все большее количество абитуриентов обретало возможность получения высшего образования.
Но до самого конца СССР все еще работала полноценная система СПО, хотя постепенно тоже маргинализировалась. Тогда же, в 70-х и особенно 80-х годах стали появляться специализированные школы и классы, математические, гуманитарные, спортивные с усиленным изучением чего либо. Эдакая попытка уйти от массовости в эксклюзив (и этот прием до сих пор вполне себе работает).

С разрушением СССР взрывное увеличение количества ВУЗов, направлений обучения, наложилось на деградацию системы СПО и резкое уменьшение количества выпускников по причине демографической катастрофы. И сегодня мы имеем количество абитуриентов меньшее, чем количество мест в ВУЗах.
Занавес. Теперь не только школьное образование стало общедоступным, но и высшее. Любой кто хоть как-то наскреб баллов на аттестат может его получить в "Академии мерчендайзеров Нижнезаречкинска".
Совсем недавние опросы ВЦИОМа показывают, что престиж высшего образования падает, ой как неожиданно то!

Массовость набивает в школьные классы (а теперь и в ВУЗы) всех подряд, без разбору, с разным уровнем интеллекта, с разными способностями, с разным стремлением к получению знаний, с разным темпераментом. Массовость заставляет учителя снижать качество, ориентироваться на "середнечка", тратить силы и время на неспособных/не желающих учиться. Массовость поглощает средства.
Решить проблему массовости образования можно. Сокращение количества учащихся среднего и старшего звена школы до уровня способных и желающих получить образование (субъективная оценка 30-40% от ныне обучающихся), решило бы и проблему нехватки педагогов и уровня зарплат. И даже качества образования.
Можно, но не возможно. До тех пор, пока не появятся объективные условия применения сил малообразованного населения, современного "крестьянства", придется заниматься изменением шкалы оценок и прочей дурью. Терпите и обсуждайте глазурь на здоровье. И внушите своим детям, что хорошее образование не равно аттестат/диплом, и они получить именно образование все еще могут, только при условии что сами этого захотят, если сами будут читать, слушать и учить не жалея для этого ни мозгов ни жопы. Такое все еще замечают и ценят и в школах и в ВУЗах.

А селекционная функция среднего образования почти померла, как система отбора и распределения детишек по направлениям профессиональной деятельности.
И перешла на персональный уровень к обеспокоенным родителям. Им теперь выбирать школу, набор репетиторов и воспитательные воздействия.

Мы обижаемся, что образование обозвали услугой, требуем повышения качества, бухтим что школа утрачивает воспитательные функции, а она/они ДОЛЖНА!
Окститесь, ребята, чего вы хотите от ширпотреба?

Tags: Частное мнение автора, догнать и перегнать !
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 181 comments