mir_mag (mir_mag) wrote in putin_slil,
mir_mag
mir_mag
putin_slil

Category:

ПАК ДА & Ту-160

Поводом послужила новость.
https://vz.ru/news/2019/2/14/964232.html
Облик и характеристики перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) окончательно определены, сообщил информированный источник.

Как и предполагалось в данном блоге, ПАК ДА - летающее крыло с дозвуковой скоростью, технологиями стэлс, большой длительностью полета и широким спектром вооружения. Добавлено то, что может быть платформой для вывода в космос космических аппаратов. Зная характеристики двигателя, массово-весовые характеристики самолетатоже в первом приближении понятны.
Подробнее здесь.
https://mir-mag.livejournal.com/857415.html

Это все более или менее понятно. Что заинтересовало ?

Вот эта фраза.
Самолет должен заменить всю линейку дальней авиации (Ту-22, Ту-95 и Ту-160) за счет большого арсенала высокоточных средств поражения.


Фраза скорее всего принадлежит журналисту (он так видит). Но этот посыл достаточно любопытен в свете новостей по началу воспроизводства Ту-160 и модернизации Ту - 22М3 до варианта М3М. Все-таки почему такие решения - делать и "старые" новые самолеты и ПАК ДА? Этот вопрос поднимал еще в 2015 году.
Чуть чуть порассуждаем по теме.

Выскажу первую крамольную (нет) мысль. ПАК ДА получится дешевле не намного дороже нового Ту-160.

Причины.

- Реализация дозвукового проекта по определению дешевле сверхзвукового.
- Для возобновления производства Ту-160 понадобилась по сути заново переоснастка завода в Казани.
- при производстве ПАК ДА отсутствуют ограничения по применению новых материалов (в частности композитов). На Ту-160 принципиальные переделки силового набора невозможны. Технологически это крупногабаритный титан и всевозможные технологии по его обработке (очень нетривиальные технологические задачи - сварка и резанье титана)
- Встраивание новых систем вооружения в заданные объемы (пусть и большие) у Ту-160 является задачей по обходу ограничений.
- Возобновление производства НК-32 (двигателя) началось если не с "0", то близко к этому.
- Сщвременные системы проектирования самолета позволяют делать этот процесс дешевле и получать прирост характеристик уже на этом этапе.
- прочее.

И если посмотреть ретроспективу вопроса по принятию решений , то на начальном этапе чувствовалось отсутствие ясности по выбору варианта развития дальней авиации. И если предположить (мысленный эксперимент), что было бы решение сразу приступить к ПАК ДА, то фраза про замену всей старой линейки новым самолетом была бы не фантазией корреспондента, а вполне вероятным фактом.

Однако в реале мы имем следующие этапы.

- Модернизация Ту -22М3 до варианта Ту -22М3М с возможностью ремоторизации на двигатель НК-32 (с НК-25)
- ВОспроизводство Ту-160
- Начало проектирования ПАК ДА и двигателя (изделие 80) к нему. Планируемые сроки создания 5-7 лет. (философски замечу, что срок создания не равен сроку принятия на вооружение)
Т.е. принято точно не самое дешевое решение (дешевле было бы либо то, либо то)

Почему так ?

Постараюсь ответить.
Показатель цены (стоимости) превалирует в коммерческой авиации. Например, широкое применение углепластиков не дань моде, а прямая зависимость - уменьшение веса конструкции при сохранении прочностных характеристик прямо увеличивает возможность полезной нагрузки. И здесь достаточно интересно. Материаловеденье сейчас достаточно интенсивно дает приросты характеристик материалов. И по сути чем новее разработка, тем выгоднее.
В боевой авиации не так.
Боевая эффективность (это измеряемый параметр) превалирует над стоимостным. В этой части , если вернуться к комплексам дальней авиации, то у Ту-22М3М и Ту-160М имеют в разы увеличенные показатели боевой эффективности по отношению к первоначальным модификациям. И прирост достигается за счет применения новых вооружений, средств РЭБ, интегрированности в систему поля боя и т.д, а не модернизации планера и двигателей.

По сути современные боевые самолеты все больше и больше платформы, чем самостоятельные боевые единицы.

И здесь есть ключевое преимущество "старых" моделей - более короткие время развертывания модернизации и воспроизводства, срока переобучения в войсках летного и технического состава, развертывание дополнительной наземной инфраструктуры.
Но почему не ограничится только " старыми" самолетами ?
И здесь обращу внимание на очевидный, но чаще всего игнорируемый факт - дальняя авиация не только и не сколько бомбы и ракеты. Основная функция любого элемента " ядерной триады" в мирное время - быть политическим инструментом сдерживания на протяжении длительного времени. И здесь важна непрерывность и длительность угрозы применения этой самой триады.

В этом ключе ПАК ДА необходим. Мало того необходимы новости о создании ПАК ДА. Угроза - вот его роль.

И тогда вариант воспроизводства всей линейки самолетов логичен, хоть и не самый дешевый.
Слету произвести ПАК ДА ? Не получится миновать этап создания и отработки технологических кооперативных цепочек. А этот этап сейчас как раз отрабатывается на Ту-160М. Далее только на подходе российские углепластики нужного поколения (спасибо санкциям и проекту МС -21). Т.е если создавать " в вакууме" ПАК ДА в сроки 5-7 лет со всем желанием не получился бы.
Ну и кадры. Сейчас идет восполнение постсоветского провала именно за счет проектов "старых" новых бомбардировщиков. Если еще была бы пауза в несколько лет, то все было бы гораздо сложнее.
Много еще аспектов разных. Но ограничимся написанным.
Собственно название поста несколько провокационно. На данном этапе нет противостояния проектов. Есть попытка (надеюсь успешная) воссоздания непрерывности высокотехнологической отрасли и обороноспособности страны.

А ПАК ДА заменит " всю линейку" . В далеком будущем))) В обозримом же - встанет в линейку с Лебедями, Бикфайерами и Медведями.


Tags: Щит и Меч
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments