pes76 (pes76) wrote in putin_slil,
pes76
pes76
putin_slil

Category:

«Хамить не надо по телефону. Врать не надо по телефону»

Приняты Госдумой, одобрены Советом Федерации и подписаны Президентом ряд законов, получивших в обществе названия «о фейковых новостях» и «об оскорблении власти». Это федеральные законы от 18.03.2019 № 27-ФЗ, 28-ФЗ, 30-ФЗ и 31-ФЗ. Первые два вносят изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливая административную ответственность за соответствующие деяния. Другие два изменяют Федеральный законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», регламентируя порядок действий государственных органов по ограничению доступа к соответствующей информации.

Реакция на эти законы в обществе была различной. Одни считают их очередным ударом по свободе слова, другие — долгожданными мерами по наведению порядка в Интернете. Причем трактовка содержания законов разнится в зависимости от фантазии авторов.
Поэтому, обратимся к первоисточникам.

«Фейки» в законах определены следующим образом: «заведомо недостоверная общественно значимая информация под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи».

Таким образом для того, чтобы «фейк» попал под действие данных законов, необходимо, чтобы информация одновременно была:
а) заведомо недостоверной;
б) общественно значимой;
в) распространяться под видом достоверной;
в) могла быть или стала причиной одного из перечисленных последствий.

Ответственность наступает за распространение подобной информации в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетях.

Наказание дифференцируется в зависимости от результатов деяния:
создание угрозы перечисленных неблагоприятных последствий (часть 9 ст. 13.15 КоАП РФ);
создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи (часть 10 ст. 13.15);
смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования упомянутых объектов (часть 11 ст. 13.15).

Что касается «оскорбления власти», то в статью 20.1 КоАП «Мелкое хулиганство» включены три части (3, 4, 5), предусматривающие ответственность за распространение в сети «информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ или органам, осуществляющим государственную власть в РФ».
Вышеозначенная конструкция означает, что для квалификации деяния по данной статье должны соблюдаться следующие условия:
а) распространяемая информация должна выражать явное неуважение к перечисленным объектам;
б) выражение этого неуважения должно быть в неприличной форме. Причем эта форма должна оскорблять человеческое достоинство и общественную нравственность.
Под последним, видимо, понимается нецензурная брань, которая является одним из признаков мелкого хулиганства («нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью, ...», часть 1 статьи 20.1.).

Ответственность наступает только за распространение такой информации в информационно-телекоммуникационных сетях.

В случае данного правонарушения дифференциация наказания осуществляется по количеству привлечений к ответственности за данное правонарушений:
один раз (часть 3 ст. 20.1);
повторно (часть 4 ст. 20.1);
более двух раз (часть 5 ст. 20.1).

Право на составление протокола за вышеуказанные правонарушения предоставлено должностным лицам органов внутренних дел. Рассматривать дела и выносить решение о наказании будет суд.

Закон об ответственности за распространение недостоверной информации вступил в силу со дня подписания (18 марта). Остальные изменения начинают действовать с 29 марта.

Представляется, что установить наличие мелкого хулиганства в «Интернете» будет относительно легко: по наличию нецензурной брани в отношении объектов, указанных в статье. И соблюсти установленный новыми частями статьи 20.1 запрет тоже несложно — не ругайтесь матом в Интернете.

В отношении распространения недостоверной информации ситуация несколько сложнее. При возбуждении дела о данном административном правонарушении полиция должна будет каким-то образом установить недостоверность распространяемой информации, ее общественную значимость и возможность вызова ею негативных последствий или связь с реально возникшими негативными явлениями. А потом все это на основании доказательств должен установить суд. А дело это непростое. Вот. например, какие СМИ распространяли в марте 2014 года достоверную информацию: те, которые, говорили, что объекты в Крыму захватывают российские войска, или те, кто это отрицали? :)
Как закон будет работать на практике — посмотрим. Но полагаю, что дела за «фейки» не будут массовыми.
Так что думайте, что вы пишите или распространяете в Интернете, в том числе в сообществе. «Хамить не надо, врать не надо».
Tags: модераторское, ответственность
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments