pes76 (pes76) wrote in putin_slil,
pes76
pes76
putin_slil

Categories:

Про ЧП, ЧС и прочий песец.

В свете текущей обстановки в информационном пространстве много словосочетаний с прилагательным «чрезвычайный». Отдельные представители «возмущенной общественности! требуют официального введения карантина, чрезвычайной ситуации и даже чрезвычайного положения. частенько путая два последних понятия. Сопровождая это хотелками возместить за счет государства все свои расходы и убытки, связанные с вводимыми ограничениями. Попробуем разобраться, что же это за звери (правовые режимы) и будет ли государство «платить за все», если такие режимы вводятся..

Начнем с карантина. В Федеральном законе от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» дано определение термину «ограничительные мероприятия (карантин)» - административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных. (статья 1). Здесь слово «карантин» выступает синонимом «ограничительных мероприятий» и употребляется в широком смысле.

Статья 31 того же закона регламентирует порядок применения этих ограничительных мер. Они могут вводиться на пунктах пропуска на через госграницу, на территории всей Российской Федерации, на территориях субъектов федерации, муниципальных образований, а также в отдельных организациях или на отдельных объектах в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Вводятся или отменяются такие меры на основании предложению или предписанию главных государственных санитарных врачей или их заместителей решением Правительства России, органов исполнительной власти регионов, органов местного самоуправления. В организациях и на объектах ограничительные мероприятия вводятся главными государственными врачами или их заместителями.
Перечень заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия, устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. Новая коронавирусная инфекция была внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 № 66.

Универсального перечня ограничительных мероприятий, которые вводятся при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний не существует. Все зависит от характера заболевания и масштабов бедствия.
Компенсация ущерба при введении ограничительных мероприятий по закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не предусмотрена.
Статьей 9 закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено право индивидуальных предпринимателей и юрлиц на "возмещение в полном объеме вреда, причиненного их ИМУЩЕСТВУ вследствие нарушения гражданами, другими индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации". Вреда имуществу, а не упущенной выгоды.

Ограничительные мероприятия, предусмотренные законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», сейчас и проводятся на всей территории Российской Федерации. Для того, чтобы их признать таковым совершенно не обязательно наличие в официальных документах слова «карантин».

Стоит отметить, что понятие «карантин» применяется и в других значениях. Например, в части 6 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» предусматривается выплата пособия по временной нетрудоспособности в случае карантина на время отстранения от работы лица, контактировавшего с инфекционным больным или у которого выявлено бактерионосительство. Подобное отстранение предусмотрено статьей 33 закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и к ограничительным мерам, предусмотренным статьей 31 не относится.

Следующий пушной зверек — чрезвычайная ситуация. Согласно Федеральному закону от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в редакции действовавшей до недавнего времени: «Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.» (статья 1). Под понятие «иное бедствие» вполне себе подходит не то что пандемия, а просто вспышка опасного заболевания. Например, в 2013 г. вводился режим чрезвычайной ситуации в Изобильненском районе Ставропольского края из-за двух заболевших сибирской язвой. https://rg.ru/2013/08/06/yazva-site.html
Но, видимо, чтобы ни у кого сомнений больше не возникало, с 1 апреля в это определение после слова «катастрофы» внесено дополнение «распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих».

Защитой от чрезвычайных ситуаций в России занимается не только МЧС, а целая Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая сокращенно именуется, как это ни странно, РСЧС. «Р» - потому, что в девичестве она была Российской системой предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. В состав этой системы, кроме МЧС, входят органы управления, силы и средства других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного управления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты от ЧС (статья 4).

Органы управления и силы РСЧС могут действовать в трех режимах:
режиме повседневной деятельности — при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;
режиме повышенной готовности — при угрозе возникновения чрезвычайно ситуации;
режиме чрезвычайной ситуации — при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.
Режим повышенной готовности или режим чрезвычайной ситуации могут вводить органы госвласти субъектов федерации, органы местного самоуправления, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители организаций. На всей территории России эти режимы могут вводиться решением Правительства РФ, которое получило такое право в соответствии с изменениями, принятыми 1 апреля 2020 г. Стоит отметить, что эти режимы вводятся именно для органов управления и сил РСЧС соответствующего уровня.

Кроме того, при введении режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации могут устанавливаться «дополнительные меры по защите населения и территорий от ЧС», к которым относятся:
ограничение доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения ЧС, а также в зону ЧС;
определение порядка разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне ЧС;
определение порядка использования транспортных средств, средств связи и оповещения, иного имущества органов госвласти, органов местного самоуправления, организаций;
приостановление деятельности организаций, оказавшихся в зоне ЧС, если существует угроза безопасности жизнедеятельности и работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;
другие меры, обусловленные развитием ЧС, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от ЧС, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации ЧС и минимизации ее негативного воздействия (пункт 10 статьи 4.1).
Как можно видеть, перечень принимаемых мер открытый и конкретика определяется исходя из характера и масштабов чрезвычайной ситуации.

Граждане имеют право (пункт 1 статьи 18) на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Здесь не ни слова про упущенную выгоду. Обычно возмещение ущерба при ЧС осуществляется путем выплат фиксированных выплат за различные степени вреда здоровью, размеры которых устанавливаются в каждом случае отдельными правовыми актами. Также обычно осуществляется возмещение потери жилья. Статья 11.1 закона, введенная в 2018 г., определяет полномочия органов госвласти регионов при организации возмещения ущерба причиненного жилым помещениям граждан в результате чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, граждане имеют право:
на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей при защите населения и территорий от ЧС, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.
Порядок, условия, виды, размеры компенсаций и социальных гарантий устанавливаются законодательством (пункт 2 статьи 18).

Введение режима чрезвычайной ситуации достаточно обыденное явление. В течение года такое происходит несколько сотен раз. В настоящее время в связи коронавирусной инфекцией в некоторых регионах введен режим повышенной готовности (например, в Санкт-Петербурге), сообщалось, что в некоторых местностях введен режим ЧС. Предоставление Правительству права вводить режим ЧС на территории всей России показывает, что руководство страны не исключает такой возможности.

Чрезвычайное положение (ЧП) — это случай исключительного песца. В соответствии с Конституцией (статьи 88, 102), режим чрезвычайного положения на всей территории страны или на ее части вводится указом Президента, который подлежит утверждению в Совете Федерации. В соответствии со статьей 56 Конституции в условиях ЧП могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод человека и гражданина.

Более подробно режим ЧП описывается в Федеральном конституционном законе от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении». Чрезвычайное положение определяется как «особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий ... отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей». Установлено, что введение ЧП является временной мерой, применяется исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя (статья 1), а целями введения ЧП является устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защита конституционного строя (статья 2).
Существенно то, что режим ЧП вводится на определенный срок (30 суток на всей территории страны, 60 суток на отдельных территориях). При необходимости может быть продлено в том же порядке (указ Президента, утверждаемый СовФедом).

Введение ЧП возможно только при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер (статья 3). В числе таких обстоятельств перечислены в том числе и эпидемии.

Перечень мер, которые могут быть приняты в рамках ЧП, включает (статья 11):
полное или частичное приостановление полномочий региональных органов власти и органов местного самоуправления;
установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введен режим ЧП, и особого режима въезда/выезда на/c нее;
усиление охраны общественного порядка и важных объектов;
установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;
запрещение или ограничение проведения массовых мероприятий;
ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;
приостановление деятельности опасных производств;
эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

В случае введения ЧП в связи с чрезвычайными ситуациями, в том числе эпидемиями, дополнительно могут применяться также следующие меры (статья 13):
временное отселение жителей в безопасные районы;
введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий;
привлечение государственного мобилизационного резерва, мобилизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентация их на производство необходимой продукции и т. д.;
отстранение от работы на период действия ЧП руководителей организаций (как государственных, так и негосударственных) в связи с ненадлежащим исполнением ими своих обязанностей, и назначение других лиц, временно исполняющими обязанностей данных руководителей;
в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ.

Какие конкретно меры будут применяться и ограничения прав вводиться, опять же зависит от конкретной ситуации и должно быть установлено в Указе Президента, вводящем ЧП.

Ну и о возмещении ущерба в случае ЧП (статья 29):
Лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации (а не в том размере, который предъявит «успешный предприниматель»).
Организации, имущество и ресурсы которых использовались при мобилизации ресурсов имеют право на возмещение причиненного ущерба в порядке и размерах, установленных Правительством Российской Федерации (то есть за израсходованные материальные запасы и использование имущество государство заплатит, но потом и в том размере, в каком определит).
Ну и лицам, мобилизованным для проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, гарантируется оплата труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

За все время действия Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» он ни разу не применялся. В 1990-х годах режим ЧП, по действовашему тогда закону 1991 г., вводился три раза: в ноябре 1991 г. в Чечне (почти сразу был отменен), в ноябре 1992 г. в Северной Осетии и Ингушетии — продлевался до 1995 г., в октябре 1993 г. - в Москве. Две войны в Чечне прошли без введения режима ЧП. Так что этот правовой режим — действительно исключительная мера, и вряд ли власти пойдут на его введение исключительно из-за пандемии коронавирусной инфекции.

Таким образом, желающим полного возмещения своих убытков от введения ограничительных мероприятий можно посоветовать приобрести губозакатывающую машинку. А жаждущим режима ЧП — подумать о том, в качестве кого они смогут поработать в случае мобилизации для ликвидации последствий эпидемии.
Tags: Зараза!, Россия, информация для размышления, много букфф
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 62 comments