Окружающий мир это не совсем калька советского природоведения. Кроме естественной части, в нем есть и общественная часть. То есть, окружающий мир - это основа для астрономии, биологии, географии, физики, химии, истории, обществознания и основ безопасности жизнедеятельности. Мы учились по учебнику Плешакова, Новицкой.
Первый урок посвящен как раз обществу - называется "Мы - союз народов России". Приведена карта России с указанием всех субъектов (Крымнаш! :)), объяснено, что "федерация" - это "союз". Сказано, что в России более 150 народов. Перечислены в порядке убывания численности: русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне, мордва, белорусы. На рисунках представлены национальные костюмы русских, бурят, татар, осетин, коряков, коми, марийцев, якутов, аварцев, карелов, евреев, нанайцев, даргинцев. Рассказывается о четырех основных религиях: христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Русский язык назван объединяющим нас в общем Отечестве.
А следующий урок называется "Мы - жители Вселенной" и начинается астрономо-географический раздел. Вселенная, звезды, Солнце, восемь планет (Плутон из планет разжаловали), спутники. Стороны горизонта, компас, полюса, глобус, океаны и материки на нем. Время, прошлое, настоящее, будущее, единицы измерения от секунды до года, виды часов от солнечных до электронных. Причина смены дня и ночи, как альтернатива - миф про Гелиоса, а как творческое задание - придумать свою легенду. Неделя, будни и выходные. Изменение внешнего вида луны в течение месяца. Год, 12 месяцев, способ определения числа дней в месяце по костяшкам пальцев. Причина смены времен года. Явления природы, погода (температура, облачность, осадки, ветер). Определение погоды: термометр, флюгер, ветрометр, осадкометр. Календарь. Разное время начала года в разные времена и у разных народов. Объяснение, почему мусульманский новый год может быть в любое время года.
Плавный переход к общественной тематике. Рассказ про Рамадан и Ураза-байрам. Государственные праздники России. Герб и флаг России. Народный календарь, приметы, дни-погодоуказатели. Предлагается рассказать о приметах, народных праздниках своего края. Экология. Экологический календарь.
Дальше идут три раздела, посвященные различным аспектам жизни природы и человека соответственно в четыре времени года (осень, зима, весна и лето объединены в один раздел). Уроки из разных разделов между собой логически связаны, и, изучая весну, нам приходилось обращаться к зиме и осени.
Месяцы сезона, их народные названия, связь этих названий с явлениями природы и сельскохозяйственными работами. Народные праздники сезона (не только русские, за осень, например, еще нанайцев и коряков), приметы.
Явления неживой природы. Осеннее и весеннее равноденствие. Зимнее и летнее солнцестояние.
Звездное небо в соответствующий сезон, созвездия, последовательно изучаются Большая Медведица, Лебедь, Малая Медведица, Орион, Кассиопея, Лев. Легенды, связанные с созвездиями, преимущественно древнегреческие. Очень интересно было ребенку с помощью интернета вращать звездное небо в разные месяцы или смотреть, как сейчас выглядит небо в другой точке.
Травы, деревья и кустарники (лиственные и хвойные), использование растений в домашней аптечке.
Цветы, легенды, связанные с цветами, герб Японии, как пример использования цветов в геральдике.
Грибы (съедобные, несъедобные). Связь гриба с деревом.
Насекомые и пауки, у кого сколько ног, этапы развития организма.
Птицы, перелетные и зимующие. Земноводные, пресмыкающиеся, звери, впадающие спячку. Изменение окраски зверей зимой.
Приложением к учебнику есть атлас-определитель с кучей иллюстраций растений, животных и иных природных объектов. С помощью этого атласа выполняются различные задания из учебника.
Системные связи в лесу. Взаимоотношения различных растений и животных между собой. Например, весной мы изучали насекомых, которые питаются нектаром и пыльцой растений, попутно опыляя их, что дает возможность растениям размножаться. Насекомые живут на деревьях, питаются ими. Насекомыми питаются птицы, которые тоже живут на деревьях. Таким образом, птицы регулируют количество насекомых и не позволяют им съесть все листья.
Старинные сельские работы сезона, женские и мужские. Современные работы в поле, в сельском доме и городе.
Рекомендации по сохранению здоровья. Детские народные подвижные игры (аварские, осетинские, бурятские, якутские, марийские, татарские). При рассказах о играх говорится, где живут эти народы, как называется соответствующая республика и ее столица.
Охрана природы в соответствующий сезон. Страницы Красной книги.
Что хочется отметить.
1. Системность и достаточно "взрослое" изложение материала.
2. Много уделяется внимания развитию так называемых метапредметных навыков. Задания на умение изложить свои мысли, работать в команде, проанализировать.
3. Опора на народные традиции. Причем в дополнительных заданиях предлагается рассказать про сходные с изученными традиции своего края.
4. Акцентирование внимания на многонациональности России.
5. Разделение сельского труда на мужской и женский. Никакого унисекса.
Эти особенности можно найти и в других учебниках.
Comments
Мой воспринимает большинство материала, за исключением отдельных слов, за которыми я его в толковый словарь отсылаю.
Edited at 2020-05-29 04:48 pm (UTC)
Учебники, конечно разные бывают, но 2 класс - это счет до 100, таблица умножения, геометрические фигуры, понятие угла и периметра. С чего у тебя там "мозг замерз"?
позже должно даваться уже на обработку информации таблицы умножения я в том учебнике не помню . были задания типа "вот число . каких чисел оно больше и меньше ." и варианты ответов .
Ну, нормальное задание на построение числового ряда. Чем оно так твой мозг охладило?
Edited at 2020-05-29 06:44 pm (UTC)
числовой ряд я освоил ещё до школы (правда , я в больничке тогда лежал , делать было нечего и водила "скорой" научил считать до 100) . во 2-ом классе , ЕМНИП , в самом начале учебного года нас заставили выучить таблицу умножения . какие к чертям "цифровые ряды" ?!!
в первом классе я дважды прочёл "песнь о вещем Олеге" (не зубрил , а просто прочёл) и дословно повторил бабушке . я чё-нить понимал ? ну , какой-то Олег , череп коня и змея . на этом всё . в 4-ом классе нам задали выучить всего лишь фрагмент из него и я ... выучил на "трояк" . правда , в последних классах
меня заставили за ночь выучить 11 стихотворений Маяковского ("колов" у меня скопилось много по лит-ре , а Маяковский меня бесил своим рваным ритмом) . выучил , но после того , как понял ритмику стихов и создал образы прочитанного , это не был результат "зубрёжки" .
Ты не забывай, что сейчас начальная школа - 4 года вместо 3. К началу второго класса они до 20 считать должны. Понятно, что кто-то и дальше знает. Таблицу умножения нам на лето задавали выучить, но не пошло. Реально они ее в декабре-феврале изучали.
А мой стихи учит с трудом. Часа три может восемь строчек мучить. Но рассказывает почти всегда на отлично. На дистанционке надо было видео учительнице слать с исполнением. Я задолбался дубли писать. :)
Edited at 2020-05-29 07:45 pm (UTC)
"К началу второго класса они до 20 считать должны." ©
вот это-то и пугает . ежли чё , я не "ундервуд" - в аттестате 8 "троек" , 9 "четвёрок" и "пятёрка" по физ-ре .
лет десять назад приятель зашёл навестить классную . увидел раскрытый журнал .
- о , как хорошо учатся - у всех только "четвёрки" и "пятёрки" !
- эх ... если бы ты учился сейчас , то стал бы "золотым медалистом" .
а сейчас и этих учителей нет .
з.ы. забыл упомянуть : приятель был "твёрдым троечником" , а за систематическое хулиганство его даже в пионеры не приняли .
Edited at 2020-05-29 08:00 pm (UTC)
Ща! Пущай тренируется!
"вот это-то и пугает"
И что в этом страшного?
По итогу, ты свое мнение о "учат дебилов" ни коим образом не аргументировал.
А когда второй началку закончит - третий пойдет, возможно, к той же самой учительнице. Так что мне еще надолго развлечений хватит. :)
А учебники, да, могут быть разными.
У нас сейчас дистанционные занятия в детском саду. Смотрю, как пятилетняя дочь занимается. В нашей группе часть детей пойдет в этом сентябре в школу. Так их уже обучают сложению и вычитанию с использованием предметов. Типа 7+8, 15-6 и т.п.
У старшего онлайн обучение было в 10 классе (литература, математика, физика). Проходило вполне успешно.
Второклассник через онлайн только итоговый зачет по английскому сдавал. При этом умудрялся подсказывать однокласснице (неправильно).