pes76 (pes76) wrote in putin_slil,
pes76
pes76
putin_slil

Categories:

Окружающий мир

В результате перехода школьников к дистанционному обучению пришлось полтора месяца вдалбливать в голову помогать осваивать программу начального общего образования сыну-второкласснику. Изучил не только учебники, но и рабочие программы курсов. И появилась идея - написать, чему же учат современных школяров. Начну с такого предмета, как "Окружающий мир".

Окружающий мир это не совсем калька советского природоведения. Кроме естественной части, в нем есть и общественная часть. То есть, окружающий мир - это основа для астрономии, биологии, географии, физики, химии, истории, обществознания и основ безопасности жизнедеятельности. Мы учились по учебнику Плешакова, Новицкой.

Первый урок посвящен как раз обществу - называется "Мы - союз народов России". Приведена карта России с указанием всех субъектов (Крымнаш! :)), объяснено, что "федерация" - это "союз". Сказано, что в России более 150 народов. Перечислены в порядке убывания численности: русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне, мордва, белорусы. На рисунках представлены национальные костюмы русских, бурят, татар, осетин, коряков, коми, марийцев, якутов, аварцев, карелов, евреев, нанайцев, даргинцев. Рассказывается о четырех основных религиях: христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Русский язык назван объединяющим нас в общем Отечестве.

А следующий урок называется "Мы - жители Вселенной" и начинается астрономо-географический раздел. Вселенная, звезды, Солнце, восемь планет (Плутон из планет разжаловали), спутники. Стороны горизонта, компас, полюса, глобус, океаны и материки на нем. Время, прошлое, настоящее, будущее, единицы измерения от секунды до года, виды часов от солнечных до электронных. Причина смены дня и ночи, как альтернатива - миф про Гелиоса, а как творческое задание - придумать свою легенду. Неделя, будни и выходные. Изменение внешнего вида луны в течение месяца. Год, 12 месяцев, способ определения числа дней в месяце по костяшкам пальцев. Причина смены времен года. Явления природы, погода (температура, облачность, осадки, ветер). Определение погоды: термометр, флюгер, ветрометр, осадкометр. Календарь. Разное время начала года в разные времена и у разных народов. Объяснение, почему мусульманский новый год может быть в любое время года.
Плавный переход к общественной тематике. Рассказ про Рамадан и Ураза-байрам. Государственные праздники России. Герб и флаг России. Народный календарь, приметы, дни-погодоуказатели. Предлагается рассказать о приметах, народных праздниках своего края. Экология. Экологический календарь.

Дальше идут три раздела, посвященные различным аспектам жизни природы и человека соответственно в четыре времени года (осень, зима, весна и лето объединены в один раздел). Уроки из разных разделов между собой логически связаны, и, изучая весну, нам приходилось обращаться к зиме и осени.

Месяцы сезона, их народные названия, связь этих названий с явлениями природы и сельскохозяйственными работами. Народные праздники сезона (не только русские, за осень, например, еще нанайцев и коряков), приметы.


Явления неживой природы. Осеннее и весеннее равноденствие. Зимнее и летнее солнцестояние.

Звездное небо в соответствующий сезон, созвездия, последовательно изучаются Большая Медведица, Лебедь, Малая Медведица, Орион, Кассиопея, Лев. Легенды, связанные с созвездиями, преимущественно древнегреческие. Очень интересно было ребенку с помощью интернета вращать звездное небо в разные месяцы или смотреть, как сейчас выглядит небо в другой точке.

Травы, деревья и кустарники (лиственные и хвойные), использование растений в домашней аптечке.

Цветы, легенды, связанные с цветами, герб Японии, как пример использования цветов в геральдике.

Грибы (съедобные, несъедобные). Связь гриба с деревом.

Насекомые и пауки, у кого сколько ног, этапы развития организма.

Птицы, перелетные и зимующие. Земноводные, пресмыкающиеся, звери, впадающие спячку. Изменение окраски зверей зимой.

Приложением к учебнику есть атлас-определитель с кучей иллюстраций растений, животных и иных природных объектов. С помощью этого атласа выполняются различные задания из учебника.

Системные связи в лесу. Взаимоотношения различных растений и животных между собой. Например, весной мы изучали насекомых, которые питаются нектаром и пыльцой растений, попутно опыляя их, что дает возможность растениям размножаться. Насекомые живут на деревьях, питаются ими. Насекомыми питаются птицы, которые тоже живут на деревьях. Таким образом, птицы регулируют количество насекомых и не позволяют им съесть все листья.

Старинные сельские работы сезона, женские и мужские. Современные работы в поле, в сельском доме и городе.

Рекомендации по сохранению здоровья. Детские народные подвижные игры (аварские, осетинские, бурятские, якутские, марийские, татарские). При рассказах о играх говорится, где живут эти народы, как называется соответствующая республика и ее столица.

Охрана природы в соответствующий сезон. Страницы Красной книги.

Что хочется отметить.
1. Системность и достаточно "взрослое" изложение материала.
2. Много уделяется внимания развитию так называемых метапредметных навыков. Задания на умение изложить свои мысли, работать в команде, проанализировать.
3. Опора на народные традиции. Причем в дополнительных заданиях предлагается рассказать про сходные с изученными традиции своего края.
4. Акцентирование внимания на многонациональности России.
5. Разделение сельского труда на мужской и женский. Никакого унисекса.
Эти особенности можно найти и в других учебниках.
Tags: Учат в школе...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments