Сын учится по учебнику Л.Ф. Климановой и Т.В. Бабушкиной.
В начале года, как водится, идет повторение того, что
Далее вновь идет последовательное изучение этих самых языковых единиц с получением порций новых знаний.
Звуки: гласные и согласные. Согласные звуки: звонкие и глухие, парные и непарные, твердые и мягкие.
Буквы, которые обозначают эти звуки. Буквы, которые не обозначают звуки. Случаи, когда одной буквой могут обозначаться два звука (термина «йотированные гласные» в учебнике нет, но ребенок его вполне применяет — видимо, от учительницы поднабрался). Повторение порядка расположения букв в алфавите. Упражнения на расстановку слов по алфавиту с учетом второй, третьей и последующих букв в слове, что полезно для умения пользоваться словарями. Способы обозначения мягкости и твердости согласных на письме.
Правописание шипящих согласных звуков. Снова повторение жи-ши, ча-ща, чу-щу. Объясняется, что такое написание гласных после шипящих (в противоречие к общему правилу) — сохранение традиций русского языка. Введение правил написания звукосочетаний чк, чн, щн.
Слоги, правила переноса. Ударение, Ударение в словах с буквой ё. Зависимость значения слова от ударения: замок — замок. Ударные и безударные слоги. Проверка безударных гласных звуков.
Снова звуки и буквы. Проверка написания парных звонких и глухих согласных звуков с помощью гласных звуков. Слова с удвоенными гласными. Непроизносимые согласные. Разделительные мягкий и твердый знаки.
Слово, его значение. В качестве примера, что одного и того же человека можно назвать разными словами приведен перечень слов, обозначающих кровное и духовное родство: от отца и матери до невестки и крестного. Значения незнакомых слов предлагается самостоятельно узнать в словарях.
Имена собственные и нарицательные. Слова с несколькими значениями (кисть, нос). Введение понятий «омонимы», «синонимы», «антонимы». Устойчивые сочетания слов (разбирается на примере «кот наплакал»). Тематические группы слов.
Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Времени на эту тему отведено мало, фактически только введены понятия частей слова и приведены примеры. Так что с практическим определением состава слов пока у ученика проблемы, но эта тема (как и все прочие) будет, очевидно, повторяться из класса в класс.
Части речи. Имя существительное (одушевленные и неодушевленные, снова имена собственные и имена нарицательные, единственное и множественное число). Глагол (в учебнике нет, но учительница уже ввела понятия прошедшего, настоящего и будущего времени). Имя прилагательное. Согласование имен прилагательных с именами существительных. Предлог. Отдельно рассматривается его отличие от приставки.
Предложение. Связь слов в предложении по смыслу с помощью вопросов. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.
Ну и наконец, текст, как несколько предложений, связанных по смыслу. Виды текстов: повествование, описание, рассуждение. Основная мысль текста и заглавие текста. Задания на практическую деятельность: написание обычного и поздравительного письма, объявления, записки.
Почти на каждом уроке вводятся новые слова из орфографического словаря. К концу года их накапливается больше 90.
Также по учебнику разбросаны правила ударения некоторых слов (например, углубить (привет Горбачеву) или договор) и правила применения отдельных слов (надевают что-то, одевают кого-то).
Периодически по ходу изложения материала встречается рубрика «Шаги к умению», в которой излагаются алгоритмы выполнения различных действий. Например, правила переноса:
1. Разделите слово на слоги.
2. Перенесите слово по слогам.
3. Одну букву не переносите и не оставляйте на строке. Буквы й, ь, ъ никогда не следует отделять от буквы, которая стоит перед ними.
В материалах учебника широко используются пословицы и поговорки.
Имеют место задания на развитие метапредметных навыков. Например, на распределение слов по группам: дни недели, школьные принадлежности, овощи. То есть на умение классифицировать понятия — один из элементов логики, которая, по мнению сообщников zepp7_7_7 и yozhig_shatun, в современной школе отсутствует.
В целом, в содержании предмета русский язык сложно придумать что-то новое. Все то же самое, что было тридцать-сорок лет назад. Различаться могут используемые тексты (про дедушку Ленина ничего нет) и методики. У меня сложилось впечатление, что сейчас больший упор сделан на уяснение системы языка (звук и буква — слог — слово — предложение — текст). Может, мне не повезло и в начальной школе мне такое понимание не сформировали. Но сын у меня вполне этими понятиями и их характеристиками оперирует. А после того как я ему записал все это вместе в виде схемы на одном листе бумаги, он, даже после пары недель, уверенно воспроизводит теоретический материал за весь курс. С применением теории на практике, правда, не все так гладко. :)