pes76 (pes76) wrote in putin_slil,
pes76
pes76
putin_slil

Categories:

Технология

Тот предмет, который советским школьникам был известен под названием «Труд», теперь называется «Технология». И по нему тоже есть учебники. В частности, учебник Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой и Н.В. Добромысловой, по которому занимается класс моего сына.

В 1 классе школьники познакомились с понятиями «технология», «материалы», «инструменты». Делали простейшие поделки из природных материалов, пластилина, бумаги, картона, изучали свойства этих материалов. Параллельно получали информацию о различных сторонах жизни человека и природы: дикие и домашние животные, посуда, мебель, электрический свет (с элементами правил электробезопасности), одежда (и соответственно первые навыки пользования иголкой и ниткой - несколько видов швов, пришивание пуговицы, изготовление закладки с вышивкой), средства передвижения по земле, воде, воздуху, способы и средства передачи информации (с практической работой по зашифровке/расшифровке письма заданным шифром).

Кроме конкретных приемов работы с различными материалами, изучались и общие принципы выполнения работ:
На одном из первых уроков был составлен перечень «Вопросов юного технолога», на которые предлагается отвечать при выполнении любой работы:
1. Что я буду делать?
2. Какие материалы и инструменты понадобятся мне для работы?
3. Как я буду выполнять работу? Какими способами?
4. Что я сделаю сначала, что потом (то есть план работы)?
5. Для чего я буду мастерить это изделие?
6. Что получилось, чему следует научиться (подведение итогов)?
Этот перечень напоминается в начале второго класса и продолжает использоваться.
Все работы выполняются по плану (текстовому или слайдовому). По мере прохождения программы в некоторых случаях план предлагается разработать самостоятельно.
Обращается внимание на организацию работы: подготовить рабочее место, правильно и рационально разместить инструменты и материалы, экономно расходовать материалы, убрать рабочее место после завершения работы.

Во втором классе программа построена в основном на изучении различных традиционных занятий, ремесел, профессий, хотя есть и более современная информация Материал разделен на четыре неравных раздела.

Первый раздел, самый большой, называется «Человек и земля».
Изучаются:
Земледелие (профессии - садовод, овощевод, работа - выращивание лука)
Посуда (материалы - глина, понятия «керамика», «глазурь», профессии - гончар, плетенщик корзин, работа изготовление с помощью картона и ниток «плоской» корзины с цветами).
Грибы (съедобные и несъедобные, тема перекликается с материалом «Окружающего мира», работа - «Семейка грибов на поляне» из пластилина).
Изделия из теста (профессии - пекарь, кондитер, инструменты, которые они используют, работа - изготовление игрушки из теста). Игрушки каждый выполняет разные после чего составляют композицию «Праздничный стол» - популярная ныне совместная проектная деятельность.

Дальше идут несколько занятий посвященных народным промыслам: хохломская роспись, городецкая роспись по дереву, дымковская игрушка, матрешка. Профессии - резчик по дереву, игрушечник. Выполняются работы, имитирующие эти промыслы с использованием доступных материалов (в частности, городецкую роспись выполняют на картоне, а дымковскую игрушку - из пластилина). Миску, которую расписывают «под хохлому» самостоятельно изготавливают с использование техники папье-маше, которую параллельно и изучают.
Домашние животные. Профессии - конюх, птичница, доярка, пастух. Изготовление плоских и объемных изображений домашних животных с использованием различных материалов. Проект «Деревенский двор».
К Новому году делаются маски из картона и елочные игрушки из яиц (напомню, что елочные игрушки изготовлялись также в рамках курса изобразительного искусства).

После Нового года идет тема «Строительство». Изучаются элементы традиционной русской избы, традиционной мебели, печи. Приспособления, которые используются для эксплуатации печи. Профессии - плотник, печник. Практическая работа заключается в изображении различными техниками деревянного дома и каменной крепости, изготовлении из картона и ниток «домового» (одновременно происходит знакомство с циркулем и правилами работы с ним), изготовляются элементы, традиционные для русской избы: печь из пластилина, коврик плетением из бумажных полосок, мебель из картона. После чего все это объединяется в проект «Убранство избы».

Следующая тема «Народный костюм». Рассматривается процесс изготовления и обработки ткани. Профессии - пряха, ткачиха, швея. вышивальщица. Обращается внимание на национальное многообразие России: даны четыре фотографии людей в национальной одежде и предлагается определить где какой костюм - русский, татарский, дагестанский (без разделения на множество существующих в Дагестане народов) и ненецкий. Изучаются новые виды швов (косые стежки, тамбурные стежки. Изготавливаются аппликации из ткани и нити, кошелек с вышивкой, вышивная салфетка.

Раздел «Человек и вода». Всего одна тема - «Рыболовство». Профессия - рыбак. Ловить рыбу не учат, хотя с инструментами и приспособлениями для этого знакомят. От рыболовной сети приходят к техники изонить с последующим изготовлением изделия «Золотая рыбка. В техники аппликации из бумаги и нитей изготавливают русалку. Тут же дано определение «русалка - сказочная женщина с рыбьим хвостом, живущая в воде». Ну и коллективный проект «Аквариум» в технике объемной аппликации с использованием природных материалов.

Раздел «Человек и воздух». Изготовление из бумаги «птицы счастья» (знакомство с понятием «оберег»). Изготовление из бумаги макета ветряной мельницы (и знакомство с профессией мельника). Изучение свойств нового материала - фольги - и изготовление из нее флюгера.

Последний раздел - «Человек и информация».
Книгопечатание. Упоминание о первопечатнике Иване Федорове (вспомним, что информация о нем была и в учебнике литературы). Изготовление книжки-ширмы и одновременное ознакомление с правилами разметки по линейке.
Поиск информации в Интернете (приведено изображение главной страницы Яндекса примерно десятилетней давности). Изучение правил набора текста (клавиши пробел, Shift, Delete (Backspace´а нет), выделение нужного текста. Задание на поиск информации о учебно-методическом комплекте «Перспектива», в который входит учебник.

Практические работы, которые выполняются при изучении данного предмета, во многом повторяют то, что было тридцать-сорок лет назад (за исключением, конечно, задания связанного с Интернетом).
Обращает внимание комплексный подход: в одной теме и исторические или теоретические сведения о какой-либо работе даются, и изучается какая-нибудь новая техника и новый материал, которые и дальше будут использоваться, и практическая работа выполняется.
Особенно меня порадовало постоянное использование «вопросов юного технолога» и планов работ. Это учит детей осмысленно осуществлять свою деятельность. Я как увидел эти «вопросы», так сразу ребенку и рассказал порядок работы командира при организации боя (уяснить задачу, оценить обстановку, принять решение, издать приказ (т. е. план составить) и т. д.), т. е. универсальный способ организации любой деятельности (он и в учебниках по менеджменту подобный). И теперь, прежде чем начать что-либо делать - требую изложить план, а после очередной шалости - ответ на вопрос «зачем?». Иногда нет ответа. Ну, возраст еще такой. :)

Предыдущие опусы:
«Окружающий мир». https://putin-slil.livejournal.com/3702164.html
«Русский язык». https://putin-slil.livejournal.com/3706747.html
«Литературное чтение». https://putin-slil.livejournal.com/3707946.html
«Английский язык». https://putin-slil.livejournal.com/3708680.html
«Математика». https://putin-slil.livejournal.com/3708976.html
«Изобразительное искусство». https://putin-slil.livejournal.com/3710738.html
«Музыка». https://putin-slil.livejournal.com/3711631.html
Tags: Учат в школе...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments